Поздравляем

Дни рождения в декабре:

  • 1 Декабря - Пирогова Валентина Ивановна
  • 8 Декабря - Шипилова Алёна Александровна
  • 18 Декабря - Корнюшина Ольга Васильевна
  • 20 Декабря - Кириченко Анастасия Валерьевна
  • Кто на сайте

    Сейчас 33 гостей онлайн

    Урок музыки в 5 классе. Тема «Музыка в творчестве А.П.Гайдара» (Связь музыки и литературы)
    06.03.2018 08:48

    Урок музыки в 5 классе.

    Тема «Музыка в творчестве А.П.Гайдара»

    (Связь музыки и литературы).

     

    Урок разработан учителем музыки МБОУ СШ №51, Ивковой Л.Ю.

     

    Цель: Выяснить насколько важна музыка в жизни и творчестве Гайдара, какую роль она играет в произведениях писателя.

    Оборудование:

    портрет Гайдара;

    выставка книг Гайдара;

    книга «Судьба барабанщика»;

    музыкальные произведения «Жаворонок» Глинки, «Горные вершины» романс,

    «Орлёнок» Белого, «Гори, гори, моя звезда» романс, нотная хрестоматия.

    Ход урока:

    Учитель: - Сегодня мы будем говорить о творчестве замечательного писателя А.П.Гайдара.

    Что вы знаете об этом человеке?

    Дети: - Это детский писатель.

    Учитель: - Какие книги Гайдара вы знаете? (дети перечисляют названия книг).

    Гайдар жил некоторое время в нашем городе и работал корреспондентом газеты «Волна», его имя носит одна из детских библиотек Архангельска.

    Гайдар – это псевдоним писателя, настоящая его фамилия голиков, а Гайдар это прозвище, которое получил А.П. в годы гражданской войны, командуя полком. Оно означает «всадник, скачущий впереди». Всю жизнь А.П. был примером для людей. Он погиб в годы В.О.В., спасая своих товарищей, вызвав огонь врага на себя.

    Он не просто писал о хороших людях, а сам похож на своих героев.

    - Сегодня мы встретимся со страницами повести «Судьба барабанщика».

    Это удивительная книга о судьбе мальчика Серёжи и его отца. Герои Гайдара - это честные и мужественные люди, с ними трудно расставаться, о них долго думаешь, переживаешь вместе с ними, кажется, встретил бы кого-нибудь из них и сразу бы узнал, настолько близки и дороги они становятся читателям.

    - А ещё со страниц книг звучит музыка, и вместе с героями Гайдара обступают тебя

    песни – мужественные, печальные, радостные, задорные…

    Отец Серёжи любил солдатские песни, даже зимой распахивал окно, когда с улицы слышалась песня красноармейцев.

    - Солдатские песни какие по характеру?

    Дети: - Мужественные, ритмичные, громкие, призывные.

    Учитель: - Сергей считает точно так же. Он, как и отец любил петь и слушать военные песни.

    «…Помню, как посадит он меня, бывало, за вёсла, и плывём мы с ним вечером по реке.

    - Папа!- попросил я как-то, - спой ещё какую-нибудь солдатскую песню.

    - Хорошо, - сказал он, -положи вёсла.

    Он зачерпнул воды, выпил, вытер руки и запел…»

    1. Романс «Горные вершины» - слушание.

    «…Папа, - сказал я, когда последний звук его голоса затих над прекрасной речкой Истрой, - это хорошая песня, но ведь она не солдатская».

    Учитель: - Вы согласны с Серёжей? Почему эта песня не солдатская, объясните? Конечно, это песня не солдатская. Это романс на стихи Ю.М.Лермонтова.

    Но послушайте, что отвечает Серёже отец:

    «…Как не солдатская? Ну вот: это горы. Сумерки. Идёт отряд. Он устал, идти трудно, за плечами выкладка 60 фунтов… винтовка, патроны. А на перевале белые. «Погодите, - говорит командир, - ещё немного, дойдём, собьём… тогда и отдохнём. Кто доутра, а кто и навеки»… Как не солдатская? Очень даже солдатская!».

    - Или вот ещё один пример.

    «…Опять я вспоминаю: отец и я. Он поёт…».

    2. Романс «Жаворонок» - слушание.

    « -Папа, - говорю я ему,- это замечательная песня, но, право же, не солдатская!

    -Как не солдатская? – и он хмурится. –Ну, вот весна, пахнет разогретой землёй. Наконец то не сыплет снег, не каплет дождь, а греет через шинель тёплое солнышко. Вот залегла цепь…Боя ещё нет, а он сверху: тиль – тиль, тирлюли, тирлюли!... Спокойно кругом, тихо… И вот тебе кажется: лежу я с винтовкой, а ведь кто –нибудь вспомнит и про меня и вздохнёт украдкой… Так как же не солдатская?».

    Учитель: - Как вы думаете, что хочет объяснить отец Серёже, исполняя романсы русских композиторов вместо солдатских песен?

    Дети: - Серёжа говорит только о внешней стороне солдатских песен, только об их характере. Он не задумывается о том, что солдаты тоже люди, что они могут чувствовать, переживать, что у каждого человека есть свой внутренний мир. И отец пытается донести до него эту мысль через песни.

    Учитель: - Вот кА заканчивает Гайдар свою повесть:

    « Широки поля. Мир огромен. Жизнь только начинается. И что пока не понятно, потом будет понятно. Мотор мотоцикла гремит, а мне весело. Я толкаю отца локтем и кричу:

    - Папа! А всё-таки, «Жаворонок» не солдатская песня!

    Он, конечно, сейчас же хмурится:

    -А какая же?

    - Да так, просто человеческая!

    - Ну и что, что человеческая. А солдат, что не человек, что ли?

    Он упрям. Я знаю, что нет для него ничего святей знамён красной армии, и поэтому, всё, что ни есть на земле хорошего, это у него солдатское. А, может, он и прав!».

    Учитель: - В отце Серёжи угадывается сам Гайдар. Это свои мысли он высказывает. Ведь как и отец Серёжи он любил тихий романс «Горные вершины» и ласковую мелодию «Жаворонка».

    С каким-то особенно тёплым чувством относился писатель к солдатской песне. Она живёт в его книгах, как добрый друг, к ней тянутся хорошие люди. Многие песни, которые мы встречаем в его книгах, это песни собственной жизни Гайдара, его сердца. Хорошую песню он любил, как любят сильного и доброго друга, на которого можно положиться.

    Таким другом была для Гайдара песня «Орлёнок» композитора Белого.

    3. «Орлёнок» - слушание.

    - Как вы думаете, что привлекало А.П. в этой песне? Почему он любил эту песню?

    -Гайдар часто говорил: «Хорошая песня». Среди его любимых песен были разные по характеру и содержанию, но в любой из них должно было биться честное, искреннее, горячее чувство. Каждая из этих песен была талантливым произведением искусства. И своего сына – Тимура Гайдар Учил отличать хорошую песню, чувствовать её.

    Вот воспоминания Тимура Аркадьевича Гайдара:

    « Однажды, придя домой из школы я запел пустенькую модную песенку. Отец удивлённо хмыкнул, но ничего не сказал. Через несколько дней он пришёл домой поздним вечером. Я притворился, что сплю. А сам достал фонарик и стал дочитывать под одеялом интересную книжку.

    - Вставай, Тимур, хитрый человек,- сказал отец, откидывая одеяло,- одевайся.

    Мы вышли на улицу. Фонари раскачивались на ветру. Окна в домах были тёмные. В этот поздний час мы пришли на берег Москвы-реки. Было ветрено, волны плескались о берег.

    Мы сели на перевёрнутые лодки.

    - Вот послушай, - сказал отец, - эту сочинили только сегодня. И он запел.

                               По военной дороге шёл в борьбе и тревоге

                               Боевой восемнадцатый год.

    Отец пел громко. В полный голос. Это была новая песня «Конармейская» братьев Покрасс на стихи Суркова, прекрасная, мужественная песня о былых походах красных конников, про громкую славу будёновцев.

    Песня мне понравилась и всё-таки я недоумевал:

    - Скажи, папа, а зачем мы пришли сюда? Разве нельзя было спеть песню дома?

    - Чудак! – сказал отец. – Есть песни для лома, а есть - для простора. Настоящая песня – та всегда для простора.

    Я задумался и решил, что нужно все знакомые песни спеть на просторе и понять, какя же из них настоящая».

    Учитель: - Сейчас вы услышите ещё один романс, который любил Гайдар. Попробуйте определить, эта песня для простора или для комнаты и обоснуйте свой ответ.

    4. «Гори, гори, моя звезда» (Штоколов) – слушание.

    Ответы детей.

    Учитель: - И в нашей жизни есть хорошие песни, которые могли бы понравиться Гайдару.

    Какую песню вы хотели бы сейчас исполнить, чтобы она подошла к содержанию урока?

    Дети выбирают песню и исполняют ( Можно исполнить песни «Сигнальщики – горнисты» Пахмутовой или «Ты – человек» Крылатого).

    Вывод: Музыка в жизни Гайдара и его творчестве занимает важное место, обогащает, делает интереснее. Без музыки многие страницы книг писателя не появились бы на свет, а содержание книг потеряло бы эмоциональность и душевность.

    Д / з. Я думаю, что вас заинтересовали книги А.П.Гайдара и вы с удовольствием прочитаете их. Найдите в книгах места, где рассказывается о музыке. На следующем уроке мы прочитаем найденные вами фрагменты в классе.

      Вернуться назад
    Баннер участника

    Предстоящие события

      • 3 Декабря - Конкурс исследовательских работ (нач. школа)
      • 6 Декабря - Линейка Архангельск – город воинской славы (5-11кл)
      • 6 декабря - Единый классный час о правах человека

    Случайное фото

    Система Orphus

    Погода в Архангельске

    GISMETEO: Погода по г.Архангельск

    Копия telefon doveriya

    Which team had the best 2017 NFL Draft? Three real contenders, but the Baltimore Ravens and San Francisco 49ers ultimately scored biggest.

    Which team had the best 2017 NFL Draft? Best is open to interpretation, obviously.Elvis Dumervil Jersey This could be the team that grabbed the best players, or the team that did the most with its draft capital. It also could be whoever got the most value out of its selections, or who filled its needs the most completely — or something else entirely.

    We have three real contenders and a split decision for the winner. Baltimore and San Francisco both crushed draft day.

    Two brothers from New York,Joe Flacco Jersey Dan Salem and Todd Salem, discuss the 2017 NFL Draft in today’s NFL Sports Debate.

    It’s worth noting that we won’t actually know who had the best draft until somewhere around 2020. That’s why I like to take the approach of ranking drafts by value of the day. For example, as discussed earlier in the week, Chicago had am amazing draft if Mitch Trubisky becomes a franchise quarterback. But on draft day, it was a huge boner of a move to acquire him.

    The top 2017 drafts for me come down to just a couple contenders. Honorable mention goes to the New Orleans Saints, who grabbed the best corner at pick 11 and arguably the best offensive lineman at pick 32. I would have liked the Alvin Kamara pick more if the team didn’t just sign Adrian Peterson.

    The best draft comes down to three teams: Baltimore,Dennis Pitta Jersey Cleveland, and San Francisco.

    Again, rating the best draft is open to your own guidelines. In my expert opinion, it is easier to have a better draft if you pick higher and have more selections. Genius,C.J. Mosley Jersey I know. But to me, that means it was easier for Cleveland and San Francisco to do well. They had much more talent to choose from than Baltimore.

    Сайт работает на CMS Joomla!
    Написать администрации сайта