Навигация по сайту

Дни рождения в январе:

  • 2 января- Светлана Николаевна Смирнова
  • 4 января- Мария Николаевна Зухба
  • 6 января- Мария Николаевна Черткова
  • 10 января- Максим Александрович Котлов
  • 13 января- Николай Александрович Едемский
  • 16 января- Ирина Сергеевна Бадьина
  • 18 января- Надежда Владимировна Епишева
  • 22 января- Любовь Васильевна Белая
  • 22 января- Надежда Валерьевна Крымская
  • 28 января- Мария Николаевна Бычихина
  • Кто на сайте

    Сейчас 63 гостей онлайн

    Урок русского языка по теме «Слитное, раздельное, дефисное написание наречий». 7-й класс.
    31.03.2015 09:35

     Артемьева Мария Вадимовна,

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ СОШ №51

     

    Урок русского языка по теме «Слитное, раздельное, дефисное написание наречий». 7-й класс.

    Цели:

    1. Формирование умения различать наречия и омонимичные формы; формирование орфографических навыков написания наречий;
    2. Развитие умения связно излагать свои мысли; пополнение словарного запаса обучающихся;
    3. Воспитание основ нравственности.

    Задача: создать условия для освоения правил написания наречий, используя различные методы и средства, сформировать у обучающихся прочные орфографические умения на основе изученного правила.

    Тип урока: комбинированный.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Орфографическая разминка.

    (В) первые, (кое)где, когда(нибудь), (с)начала, (едва)едва, откуда(то), (по)польски, (по)летнему

    - Какие слова вызвали затруднение в написании? Впервые, сначала, по летнему

    (Вне контекста определить их написание нельзя).

    - Составьте словосочетания с данными парами слов.

    В первые дни – впервые увидел

    С начала урока – сначала подумай

    По летнему расписанию – по-летнему тепло

    III. Актуализация знаний.

    - Сегодня в центре нашего внимания как раз такие написания, где важно сначала определить принадлежность к части речи.

    - Наречия, образованные от существительных, составляют очень многочисленную группу слов, которая продолжает активно пополняться. Прежде всего надо отличать наречия от созвучных сочетаний «предлог + существительное».

    - Обратимся к примеру.

    (На)силу не надейся, когда требуется ум.

    (На)силу добрались до места назначения.

    Образец рассуждения.

    (На)силу не надейся… Между предлогом и словом можно вставить другое слово: на свою силу, на физическую силу. Речь идет о силе человека. Значит, это существительное с предлогом.

    (На)силу добрались… Между на и силу никакого слова вставить нельзя. Насилу можно заменить синонимом еле-еле. Это наречие, отвечающее на вопрос, добрались как успешно? - насилу (еле-еле). (Учитель, используя синий прямоугольник в виде «шторки», перетаскивает, открывая нужные слова).

    Сформулируем алгоритм и запишем в конспект.

    Отличай наречия и омонимичные части речи:

    1.по вопросу (предлог входит в вопрос) и главному слову:

    2.можно вставить слово между предлогом и данным словом

    3. наречие можно заменить наречием, именную часть речи - именной

    4.у именных частей речи может быть поясняющее слово

    5. наречие и именная часть речи могут различаться произношением(ударением)

    IV. Закрепление.

    1. Сейчас вашему вниманию будут представлены несколько пар предложений. Ваша задача – записать правильно в этих предложениях слова, определив наречия это или омонимичные части речи. Рассуждайте по образцу алгоритма.

    Проверка с доказательством.

    (В)дали мелькнул парус. – (В)дали голубой виднелись горы.(можно вставить слово)

    Влево, бесконечно далеко, (в)глубь расстилались засеянные поля. – Кочевники складывали кибитки и бежали (в)глубь степей.(есть поясняющее слово.)

    (Во)время отпуска он много путешествовал, хорошо отдохнул и (во)время возвратился домой.(ударение, поясняющее слово)

    2. Перед вами текст. (Учитель читает без названия, у учеников распечатка без названия)

    Где живет совесть?

    Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

    Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.

    «Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».     (М.Е. Салтыков-Щедрин)

     

    - Все ли слова в тексте понятны?

    Призреть, призришь кого (что) (устар.) - дать кому-нибудь приют и пропитание.

    Призреть сироту.

    Возвращаемся к тексту.

    - Как бы вы назвали эту миниатюру?

    Автор этой миниатюры М.Е.Салтыков-Щедрин дал свое название: «Где живет совесть?»

    - Авторское «Где живет Совесть?» - это и есть основная мысль: по его мнению, Совесть есть только у маленьких детей, взрослые ее утрачивают. Вы можете с этим согласиться? Почему?

    - Почему слово «Совесть» написано с большой буквы?

    (Это нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда, Милосердие.)

    - Обратите внимание на обилие наречий. Назовите их. Найдите среди них те, которые имеют омонимы других частей речи

    Где живет совесть?

    Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

    Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.

    «Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».     М.Е. Салтыков-Щедрин

    3. Даны слова:

    вовремя -

    напоказ –

    сначала –

    по-новому –

    по-моему –

    - Можно ли вне контекста определить, какие из слов написаны правильно? (Нет.) Составьте омонимичные словосочетания, иллюстрируя примерами различное написание.

    вовремя уйти – во время отпуска

    выставить напоказ – на показ мод

    сначала напиши – с начала отпуска

    по-новому жить – по новому шоссе

    будет по-моему – по моему мнению

    VI. Вывод.

     - Итак, как мы различим (определим) наречия и омонимичные формы?

    1.Определим главное слово, зададим вопрос.

    2.Проанализируем значение.

    3. Проанализируем постановку ударения, наличие поясняющего слова.

    В конспект дома вклеить памятку (распечатана для каждого ученика):

    Чтобы различать наречия и омонимичные части речи, следует помнить:

    1) существительные с предлогом обычно имеют при себе зависимые слова, к которым можно поставить вопрос или между предлогом и сущ-ым вставить слово: с начала весны — с (самого) начала (чего?) весны. Наречие как неизменяемая часть речи в большинстве случаев не имеет определяемых и зависимых слов, а примыкает к глаголу в качестве обстоятельства: начнём сначала;

    2) прилагательные, числительные и местоимения с предлогом имеют определяемые слова, согласуются с ними, а так как в этих случаях предлог относится не к ним, а к следующему за ними существительному, то эти части речи легко опустить, а наречие опустить нельзя: играл в открытую (наречие) — в открытую дверь (прилагательное), мчался вовсю (наречие) — во всю глотку (местоимение), разделить надвое (наречие) — на двое суток (числительное); 

    3) существительные, прилагательные, числительные и местоимения всегда можно заменить подобной именной частью речи: с начала зимы — с конца зимы; в пустую комнату — в свободную комнату; за одно мгновение — за то мгновение; за тем углом — за этим углом. Наречие можно заменить наречием-синонимом: зловеще (тревожно, угрожающе, грозно); искусно (ловко, умело);

    4) найти начальную форму словосочетания, в которое входит «неясное» слово. Если оно не является наречием, то предлога в начальной форме словосочетания не будет, например: с начала лета — начало лета (с начала — сущ-ное с предлогом).

     5)наречия и именные части речи могут различаться ударением: вовремя вернуться - во время урока

    VII. Самостоятельная работа.

    Обучающимся предлагается вставить вместо пропусков слова, графически объяснить их постановку.

    Солнце палило _______.
    ___________мочь пели песни.
    Море __________было спокойно.
    _____________пути идти было легче.
    _________эта деталь?
    ___________ ты грустна?

    От чего, отчего, по-прежнему, вовсю, по прежнему, во всю

    Солнце палило вовсю.
    Во всю мочь пели песни.
    Море по-прежнему было спокойно.
    По прежнему пути идти было легче.
    От чего эта деталь?
    Отчего ты грустна?

    Определить, к какой части речи относятся выделенные слова, записать предложения со сходными словами другой части речи.

     

    1) Все ученики были налицо.

    2) Он это сделал по долгу службы.

    3) Мы поехали на встречу с писателями.

    4) Противник разбит наголову.

    5) Яйца сварили вкрутую.

    6) Он втайне мечтал о путешествиях.

    7) За чем пойдешь, то и найдешь.

    VIII. Домашнее задание.

    параграф 43+конспект выуч., задание на карточке.

      Вернуться назад
    Баннер участника

    Случайное фото

    Система Orphus

    Погода в Архангельске

    GISMETEO: Погода по г.Архангельск

    Копия telefon doveriya

    Which team had the best 2017 NFL Draft? Three real contenders, but the Baltimore Ravens and San Francisco 49ers ultimately scored biggest.

    Which team had the best 2017 NFL Draft? Best is open to interpretation, obviously.Elvis Dumervil Jersey This could be the team that grabbed the best players, or the team that did the most with its draft capital. It also could be whoever got the most value out of its selections, or who filled its needs the most completely — or something else entirely.

    We have three real contenders and a split decision for the winner. Baltimore and San Francisco both crushed draft day.

    Two brothers from New York,Joe Flacco Jersey Dan Salem and Todd Salem, discuss the 2017 NFL Draft in today’s NFL Sports Debate.

    It’s worth noting that we won’t actually know who had the best draft until somewhere around 2020. That’s why I like to take the approach of ranking drafts by value of the day. For example, as discussed earlier in the week, Chicago had am amazing draft if Mitch Trubisky becomes a franchise quarterback. But on draft day, it was a huge boner of a move to acquire him.

    The top 2017 drafts for me come down to just a couple contenders. Honorable mention goes to the New Orleans Saints, who grabbed the best corner at pick 11 and arguably the best offensive lineman at pick 32. I would have liked the Alvin Kamara pick more if the team didn’t just sign Adrian Peterson.

    The best draft comes down to three teams: Baltimore,Dennis Pitta Jersey Cleveland, and San Francisco.

    Again, rating the best draft is open to your own guidelines. In my expert opinion, it is easier to have a better draft if you pick higher and have more selections. Genius,C.J. Mosley Jersey I know. But to me, that means it was easier for Cleveland and San Francisco to do well. They had much more talent to choose from than Baltimore.

    Сайт работает на CMS Joomla!
    Написать администрации сайта