Навигация по сайту

Кто на сайте

Сейчас 25 гостей онлайн

Повторительно-обобщающий урок по теме «Геометрическая оптика»
11.12.2014 14:25

Физика 11 класс

Козлова Елена Валерьевна

учитель физики

первая кв. категория

МБОУ СОШ №51

 

Конспект урока

Повторительно-обобщающий урок по теме «Геометрическая оптика».

Цель:

           Повторить основные понятия темы «Геометрическая оптика»; развитие практических

           умений и навыков использования теоретических знаний при решении качественных и

           экспериментальных задач.

Задачи:

   1. Способствовать осознанию существенных признаков понятия о явлении прямолинейного распространения света в однородной среде, отражения (включая полное) и преломления света; линзы и оптические системы.

   2. Сформировать умение использовать законы отражения и преломления света для объяснения простейших оптических явлений.

3. Сформировать практические навыки по построению изображений в плоском зеркале и линзах; хода лучей через плоскопараллельную пластинку и призму.

4. Способствовать обучению школьников умению устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях; выдвигать гипотезы и проверять их, используя физический эксперимент; делать обобщения.

5. Воспитание организованности, уверенности в себе, честности, самостоятельности, взаимопроверки, ответственности.

План урока.

Учитель приветствует ребят, объявляет цель и план урока. (на доске)

Сегодняшний урок мы проведем в форме соревнования ( индивидуальное и групповое).

  

Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой,

В нем источник бесконечный

Наслажденью красотой.

 

Солнце, небо, звезд сиянье,

Море в блеске голубом,

Всю природу и созданья

Мы лишь в свете познаем.

Этап 1 – разминка. Приложение 1.

 

Для всех – работа в группах по 4 человека. Учащиеся отвечают на вопросы другой группы, подготовленные заранее.

Дополнительно – 1 учащийся из группы (более сильный) отвечает на вопросы отдельно.

Этап 2 – «…Опыт, сын ошибок трудных». Приложение 2.

Работа в парах. 1 уровень – 1 задание (для всех)

                           2 уровень – 2 задания (по желанию)

                           3 уровень – 3 задания (по желанию).

Этап 3 – Построение оптических изображений. Приложение 3.

Индивидуальная работа. 1 уровень – 1 задание (для всех)

                                           2 уровень – 1 и 2 задания (по желанию)

                                           3 уровень – 1, 2, 3 задания (по желанию).

Этап 4 – Реши задачу. Приложение 4.

Индивидуальная работа. 1 уровень – тест (для всех)

                                           2 уровень – расчетные задачи (по желанию).

Этап 5 – Подведение итогов урока.

Домашнее задание. (сообщения по выбору).

а) Устройство человеческого глаза (включая демонстрацию модели глаза и чертежа с ходом лучей в нем, фронтальную лабораторную работу “Определение слепого пятна”).
б) Очки: история их создания, зачем нужны очки и чем отличаются они друг от друга.
в) Лупа: история создания, применение (с фронтальной практической работой “Рассматривание мелких деталей и марок в лупу”.
г) Микроскоп: история создания, открытия, сделанные с помощью микроскопа, назначение и области современного применения.
д) Телескоп: история создания, открытия, сделанные благодаря использованию телескопа, современные применения (рассмотрение учебной таблицы).
е) Фотоаппарат: история изобретения; область применения (с демонстрацией различных фотоаппаратов и действующей модели).

1 вариант

Определите скорость света в воде, если её абсолютный показатель преломления 1,33.

2 вариант

Луч переходит из воды в стекло. Угол падения равен 35°. Найдите угол преломления.

Дополнительное задание.

1.Вода освещена светом с длиной волны 700 нм. Какова длина волны этого света в воде?
2. Луч переходит из воды в стекло. Угол падения равен 35°. Найдите угол преломления.

 

Приложения

                                                        1 этап – разминка.

 

Задание: дать краткий ответ

1. Если предмет поглощает почти все падающие на него лучи, он кажется …

2. Трава и листья нам кажутся зелеными, потому что …

3. Постоянная величина, входящая в закон преломления света –

4. Среду с меньшим абсолютным показателем преломления принято называть …

5. Чему равна скорость света в вакууме?

6. Можно ли разжечь костер при помощи льда?

7. Какие оптические приборы используются для наблюдения небесных тел?

8. Явление природы подтверждающее закон прямолинейного света?

9. Какие лучи меньше всего рассеиваются в атмосфере?

10. Согласны ли вы с утверждением, что ночью все кошки серы?

11. Может ли человек обгонять свою тень при беге?

12. Угол преломления всегда меньше угла падения.

13. Если закрыть верхнюю половину линзы, то получится изображение только половины предмета.

14. Если изображение получается за сетчаткой глаза, то этот недостаток зрения называется

     близорукостью.

15. Любой водоем, дно которого видно, кажется глубже, чем есть на самом деле.

16. Что происходит со скоростью света при переходе из вакуума в среду?

 

             2 этап – «…Опыт, сын ошибок трудных».

 

                                               1 карточка. Выполняют 2 человека.

1. Как можно собирающую линзу отличить от рассеивающей? Продемонстрируйте (2 способа).

Оборудование: свеча, экран, линзы.

2. Как нужно поставить плоское зеркало на нарисованный квадрат, чтобы получилось изображение треугольника? Квадрата? Пятиугольника?

Оборудование: зеркало, нарисованный квадрат.

Дополнительное задание:

   Посмотрите через край кружки так, чтобы была видна часть монеты, лежащая на ее дне. Что надо сделать, чтобы увидеть большую часть монеты, не меняя угла зрения?

Продемонстрируйте и докажите.

Оборудование: кружка, монета, стакан с водой.

                                           2 карточка. Выполняют 2 человека.

1. Сколько изображений предмета получается между двумя зеркалами, если их расположить перпендикулярно друг другу? если угол уменьшать? если параллельно одно другому?

Оборудование: 2 зеркала, предмет.

2. Как можно, не применяя формулу линзы, определить ее фокусное расстояние?

Оборудование: удаленный источник света, линза, экран, линейка.

Дополнительное задание:

   Посмотрите через край кружки так, чтобы была видна часть монеты, лежащая на ее дне. Что надо сделать, чтобы увидеть большую часть монеты, не меняя угла зрения?

Продемонстрируйте и докажите.

Оборудование: кружка, монета, стакан с водой.

                      

                                           3 карточка. Выполняют 2 человека.

1. Как нужно поставить плоское зеркало на нарисованный квадрат, чтобы получилось изображение треугольника? Квадрата? Пятиугольника?

Оборудование: зеркало, нарисованный квадрат.

2. Найти наименьшее расстояние от предмета до собирающей линзы, при котором изображение предмета является действительным.

Оборудование: собирающая линза, экран, свеча, линейка.

Дополнительное задание:

   Посмотрите через край кружки так, чтобы была видна часть монеты, лежащая на ее дне. Что надо сделать, чтобы увидеть большую часть монеты, не меняя угла зрения?

Продемонстрируйте и докажите.

Оборудование: кружка, монета, стакан с водой.

                                             4 карточка. Выполняют 2 человека.

1. Сколько изображений предмета получается между двумя зеркалами, если их расположить перпендикулярно друг другу? если угол уменьшать? если параллельно одно другому?

Оборудование: 2 зеркала, предмет.

2. С помощью двояковыпуклой линзы получить увеличенное, уменьшенное и натуральное изображение пламени свечи.

Оборудование: линза, свеча, экран, линейка.

Дополнительное задание:

   Посмотрите через край кружки так, чтобы была видна часть монеты, лежащая на ее дне. Что надо сделать, чтобы увидеть большую часть монеты, не меняя угла зрения?

Продемонстрируйте и докажите.

Оборудование: кружка, монета, стакан с водой.

                3 этап – построение оптических изображений.

 

1 карточка.

1. Постройте изображение предмета АВ в плоском зеркале. Определите графически область видения этого предмета в зеркале.


2. Постройте изображение предмета АВ с помощью рассеивающей линзы.

         

 

                                                                                                                      

                                               

 

 

 

I вариант             4 этап – реши задачу.      

1. Угол между падающим лучом и плоскостью зеркала равен 30°. Чему равен угол отражения:

а) 30°                 б) 60°                 в) 15°             г) 90°?

2. Почему для транспорта световым сигналом опасности является красный цвет:

а) ассоциирует с цветом крови                                                     б) лучше бросается в глаза;

в) имеет самый малый показатель преломления                       г) имеет наименьшее рассеивание в воздухе?

3. Как изменится угол между падающим на плоское зеркало и отраженным лучами, если угол падения увеличить   на 15°

а) увеличится на 30°                                                                     б) уменьшится на 30°    

в) угол между лучами увеличится на 15°                                   г) угол не изменится?

4. Указать ход светового луча в прямоугольной трехгранной призме, если преломляющий угол равен 30°,а п =1,5


 

 


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Под каким углом следует направить луч света на поверхность стекла, показатель преломления которого 1,54, чтобы угол преломления получился равным 30º?

6. Предмет высотой 60 см помещен на расстоянии 60 см от собирающей линзы с фокусным расстоянием 12 см. Определить на каком расстоянии от линзы получилось изображение и размер полученного изображения.

7. Найти оптическую силу системы состоящей из собирающей линзы с фокусным расстоянием 2 см и рассеивающей линзы с фокусным расстоянием 1 см.

                                                                               II вариан                   4 этап – реши задачу.      

1. Угол отражения равен 60°. Чему равен угол между падающим лучом и плоскостью зеркала:

а) 60°                 б) 30°                             в) 90°                     г) 15°?

2. Почему рабочие на стройке носят каски оранжевого цвета:

а) оранжевый цвет хорошо заметен на расстоянии                              б) мало изменяется во время непогоды

в) имеет наименьшее рассеивание света                                               г) согласно требованию безопасности труда?

3. Происходит ли смещение луча, падающего из воздуха под углом 30° на стеклянную плоскопараллельную пластинку? От чего оно зависит:

а) смещение происходит и зависит от толщины пластинки                         б) происходит и зависит от цвета луча

в) ""происходит и зависит от материала пластинки и цвета луча               г) смещение луча не происходит?

4. Где правильно показан ход светового луча (рис. 1) через прямоугольную равнобедренную призму с п= 1,5?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

--------------------------------------------------------------------------------------

 

5. Луч света переходит из стекла в воду. Угол падения луча 45º. Чему равен угол преломления? Показатель преломления стекла 1,6; воды 1,3.

 

6. На каком расстоянии надо поставить предмет перед собирающей линзой, фокусное расстояние которой 10 см, чтобы его действительное изображение было в 4 раза больше самого предмета?

 

7. Найти оптическую силу системы состоящей из собирающей линзы с фокусным расстоянием 10 см и рассеивающей линзы с фокусным расстоянием 15 см.

 

  Вернуться назад
Баннер участника

Предстоящие события

    • 6 Сентября 18.30 Общешкольное родительское собрание (5 класс)
    • 7 Сентября Турслет (2-4 класс)
    • 8 Сентября "День бегуна" (5-11 класс)
    • 15 Сентября Сбор макулатуры

Случайное фото

Система Orphus

Погода в Архангельске

GISMETEO: Погода по г.Архангельск

Копия telefon doveriya

Which team had the best 2017 NFL Draft? Three real contenders, but the Baltimore Ravens and San Francisco 49ers ultimately scored biggest.

Which team had the best 2017 NFL Draft? Best is open to interpretation, obviously.Elvis Dumervil Jersey This could be the team that grabbed the best players, or the team that did the most with its draft capital. It also could be whoever got the most value out of its selections, or who filled its needs the most completely — or something else entirely.

We have three real contenders and a split decision for the winner. Baltimore and San Francisco both crushed draft day.

Two brothers from New York,Joe Flacco Jersey Dan Salem and Todd Salem, discuss the 2017 NFL Draft in today’s NFL Sports Debate.

It’s worth noting that we won’t actually know who had the best draft until somewhere around 2020. That’s why I like to take the approach of ranking drafts by value of the day. For example, as discussed earlier in the week, Chicago had am amazing draft if Mitch Trubisky becomes a franchise quarterback. But on draft day, it was a huge boner of a move to acquire him.

The top 2017 drafts for me come down to just a couple contenders. Honorable mention goes to the New Orleans Saints, who grabbed the best corner at pick 11 and arguably the best offensive lineman at pick 32. I would have liked the Alvin Kamara pick more if the team didn’t just sign Adrian Peterson.

The best draft comes down to three teams: Baltimore,Dennis Pitta Jersey Cleveland, and San Francisco.

Again, rating the best draft is open to your own guidelines. In my expert opinion, it is easier to have a better draft if you pick higher and have more selections. Genius,C.J. Mosley Jersey I know. But to me, that means it was easier for Cleveland and San Francisco to do well. They had much more talent to choose from than Baltimore.

Сайт работает на CMS Joomla!
Написать администрации сайта