Поздравляем

Дни рождения в декабре:

  • 1 Декабря - Пирогова Валентина Ивановна
  • 8 Декабря - Шипилова Алёна Александровна
  • 18 Декабря - Корнюшина Ольга Васильевна
  • 20 Декабря - Кириченко Анастасия Валерьевна
  • Кто на сайте

    Сейчас 14 гостей онлайн

    Структура воспитательной системы
    23.10.2009 12:14

    Компоненты воспитательной системы класса:

    1. Индивидно-групповой;
    2. Ценностно-ориентационный;
    3. Функционально-деятельностный;
    4. Пространственно-временной;
    5. Диагностико-результативный.                                                                                                                                                      
    1. Индивидуально-групповой компонент состоит из нескольких элементов:

     

    • Классный руководитель.
    • Учащиеся класса,
    • Родители учащихся.
    • Педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

    Главную роль в построении, функционировании, развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Непосредственно отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной Управление воспитательным процессом в школе воспитательной системы в своем классе. Для осуществления деятельности по моделированию, построению и управлению воспитательной системой класса необходима специальная теоретическая, методическая и практическая подготовка классного руководителя.

    Классному руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.

    Самой значительной и, безусловно, важной составной частью индивидуально-группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся класса. С одной стороны, они - полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, а с другой - объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности.

    2. Ценностно-ориентационный компонент, он включает в себя следующие элементы:
    • Цели и задачи воспитания.
    • Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.
    • Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

    При разработке цели необходимо учесть следующее:

    • Цель и задачи должны быть направлены на развитие личности ребенка, на формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов.
    • Содержание цели и задач должно предусматривать овладение целостной системой знаний, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности.
    • Целевые установки должны быть сопряжены с интересами и устремлениями членов классного сообщества.
    • Цели и задачи должны быть четко и ясно сформулированными и диагностичными.

    3. Функционально-деятельностный компонент:

     

    • Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.
    • Основные функции воспитательной системы.
    • Педагогическое обеспечение и самоуправление, жизнедеятельность классного сообщества.

    Выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность, функционирование и развитие ее основных элементов и связей, основу данного компонента составляют совместная деятельность и общение членов классного сообщества.

    Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции:

    • Образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научнообоснованной картины мира.
    • Воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника.
    • Защитную, связанную с психологической защитой ребенка от среды.
    • Компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации.
    • Интегрирующую и корректирующую - при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его.

    4. Пространственно-временной компонент:
    • Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
    • Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.
    • Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.
    • Этапы становления и развития воспитательной системы.

    Воспитательная система класса не должна быть закрытой системой с ограниченными внешними связями и отношениями. Классный руководитель должен заботиться об установлении и укреплении связей класса со сверстниками из других коллективов, о формировании межвозрастных отношений внутри школы и за ее пределами.

    5. Диагностико-аналитический компонент:

     

    • Критерии эффективности воспитательной системы;
    • Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;
    • Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

    При отсутствии достоверной информации о развитии личности ребенка и формировании классного коллектива ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей деятельности по моделированию и построению воспитательной системы класса.

    Технология моделирования воспитательной системы

    В процессе моделирования воспитательной системы класса можно выделить три основных направления совместной деятельности классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями:

    1. изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;
    2. проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества;
    3. сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка.

    Формы, методы и приемы, которые классный руководитель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса отражены в следующей таблице.

    Основные направления деятельности

    Задачи деятельности

    Средства реализации задач

    Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе

    1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.

    2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.

    3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.

    4. Определить эффективность учебно-воспитательного процесса

    1. Анкетирование, игра «Путешествие по морю любимых занятий», методика «Цветик-семицветик», развивающая анкета «Твои увлечения», методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся, составление карты интересов и увлечений учащихся класса.

    2. Мастерская общения «Давайте познакомимся!», альбом-эстафета «Наш класс», классный час «Погружение в мир своего Я», игра «Расскажи мне обо мне», методика «Детское стихотворение».

    3. Изучение сформированности коллектива по методикам «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин), «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!», состояния межличностных отношений с помощью игр «Лидер» и «Киностудия», социометрических методов, конкурса рисунков «Я в моем классе».

    4. Смотр сочинений «Моя семья», огонек «Мы и наши дети», беседа «Моя семья - чудесное место для жизни», коллективное творческое дело «Мир интересов моей семьи».

    5. Тесты Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью», Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения»

    Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества

    1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества.

    2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.

    3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива

    1. Организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника», классный час «Портрет лицеиста», ролевая игра «Планета друзей», коллективное творческое дело «Экологическая тропа класса», игра «Приходи к нам в будущее», конкурс идей и проектов учащихся «Класс, в котором я хотел бы учиться».

    2. Игра «Есть корабль, где все капитаны», вечер «Мир моих увлечений», родительское собрание «Школа + семья + дети = ?», творческое дело «Устав класса», конкурс «Герб класса», выпуск стенной газеты «Мой класс сегодня и завтра»

    Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка

    1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

    2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества

    1. Праздник именинников, вылазки на природу, культпоходы и экскурсии, игра «Узнай свое поручение», коллективное творческое дело «В нашем классе день рождения», игра-путешествие по семейным островам.

    2. «Разговор при свечах», «Арбузник», «Волшебный стул» и другие формы коллективной деятельности, предлагаемые Н.Е. Щурковой в книге «Собранье пестрых дел»


    Моделирование воспитательной системы класса - это очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка обусловливают внесение корректив в первоначально созданную модель.

    Организационный период по построению модели не должен быть длительным. Его оптимальная продолжительность - 7-8 месяцев. На этот период целесообразно составить план работы по моделированию воспитательной системы класса, который может являться составной частью плана работы классного руководителя. Предлагаем избрать следующую форму плана.

     

    Направления работы по моделированию воспитательной системы

    Деятельность по моделированию воспитательной системы класса

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    1. Изучение класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива

     

     

     

     

    2. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества

     

     

     

     

    3. Деятельность по сплочению и развитию коллектива класса

     

     

     

     

     

    Главными результатами совместной работы педагогов, учащихся и родителей по моделированию должны стать модель воспитательной системы класса и программа ее построения. Существуют разные формы моделей. В педагогической практике наиболее удобной формой модели является концепция (концептуальная модель).

    По материалам сайта gddut.u-education.ru

     

      Вернуться назад
    Баннер участника

    Предстоящие события

      • 3 Декабря - Конкурс исследовательских работ (нач. школа)
      • 6 Декабря - Линейка Архангельск – город воинской славы (5-11кл)
      • 6 декабря - Единый классный час о правах человека

    Случайное фото

    Система Orphus

    Погода в Архангельске

    GISMETEO: Погода по г.Архангельск

    Копия telefon doveriya

    Which team had the best 2017 NFL Draft? Three real contenders, but the Baltimore Ravens and San Francisco 49ers ultimately scored biggest.

    Which team had the best 2017 NFL Draft? Best is open to interpretation, obviously.Elvis Dumervil Jersey This could be the team that grabbed the best players, or the team that did the most with its draft capital. It also could be whoever got the most value out of its selections, or who filled its needs the most completely — or something else entirely.

    We have three real contenders and a split decision for the winner. Baltimore and San Francisco both crushed draft day.

    Two brothers from New York,Joe Flacco Jersey Dan Salem and Todd Salem, discuss the 2017 NFL Draft in today’s NFL Sports Debate.

    It’s worth noting that we won’t actually know who had the best draft until somewhere around 2020. That’s why I like to take the approach of ranking drafts by value of the day. For example, as discussed earlier in the week, Chicago had am amazing draft if Mitch Trubisky becomes a franchise quarterback. But on draft day, it was a huge boner of a move to acquire him.

    The top 2017 drafts for me come down to just a couple contenders. Honorable mention goes to the New Orleans Saints, who grabbed the best corner at pick 11 and arguably the best offensive lineman at pick 32. I would have liked the Alvin Kamara pick more if the team didn’t just sign Adrian Peterson.

    The best draft comes down to three teams: Baltimore,Dennis Pitta Jersey Cleveland, and San Francisco.

    Again, rating the best draft is open to your own guidelines. In my expert opinion, it is easier to have a better draft if you pick higher and have more selections. Genius,C.J. Mosley Jersey I know. But to me, that means it was easier for Cleveland and San Francisco to do well. They had much more talent to choose from than Baltimore.

    Сайт работает на CMS Joomla!
    Написать администрации сайта